ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА.

5
(1)
примерное время на чтение статьи 11 минуты

Гапликова Анна Геннадьевна учитель-логопед,
Домодедовская средняя образовательная школа No1,
РФ, г. Домодедово E-mail: Gaplikova_83@mail.ru
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR CHILDREN
WITH DISABILITIES AND DISABILITIES IN THE DEVELOPMENT OF
EMOTIONAL INTELLIGENCE
Anna Gaplikova
speech therapist teacher,
Domodedovo Secondary Educational School No. 1,,
Russia, Domodedovo
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены теоретические и методические вопросы,связанные с задачами психолого-педагогического сопровождения детей с инвалидностью и ОВЗ по развитию эмоционального интеллекта как фактора развития и становления личности.
ABSTRACT
The article deals with theoretical and methodological issues related to the
tasks of psychological and pedagogical support for children with disabilities and
disabilities in the development of emotional intelligence as a factor in the
development and formation of personality.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение,
инвалидность, ограниченные возможности здоровья, эмоциональный
интеллект.
Keywords: psychological and pedagogical support, disability, health
limitations, emotional intelligence.

Множественные исследовательские работы ученых, в том числе отечественных психологов и педагогов, доказывают, что для полноценного
развития личности ребенка на 80% влияет развитие его эмоционального
интеллекта. В подавляющем большинстве случаев, у детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее – ОВЗ) нарушено, удовлетворяющее
требованиям, развитие не только познавательного интеллекта (ощущение,
восприятие, память, представление, мышление, воображение), но и
эмоционального (самосознание, саморегулирование, мотивационная сфера,
эмпатия, социальные навыки и т.п.) [2].
Как показывает практика, у большинства детей с ОВЗ страдает уровень развития уверенности в себе и своих действиях, а также показатель
осознанного сопереживания эмоциональным чувствам и ощущениям другим
людям. В образовательных учреждениях всех уровней (дошкольного,
начального, основного и среднего) ребенок с ОВЗ может проявлять
постоянную тревожность, беспокойство, бесконтрольность эмоциональных
проявлений, антисоциальность. Важно подчеркнуть, что дети с ОВЗ часто
сталкиваются с непониманием, насмешками и унизительным отношением со
стороны сверстников и одноклассников, что является причиной развития
эмоционального интеллекта не только у ребенка с «особенностями», но и у
детей, которые ежедневно его окружают.

Одним из аспектов, характеризующих влияние на развитие
эмоционального интеллекта детей с инвалидностью, является внутренняя
картина болезни (далее – ВКБ), которая трактуется как система
психологических симптомов, способная значительно ухудшить состояние
ребенка в процессе болезни, а также препятствующая целостному развитию
познавательного и эмоционального интеллекта [8, с. 482].
У подавляющего большинства детей с инвалидностью также
наблюдается недоразвитие эмоционального интеллекта, проявляющегося в
резкой смене настроения и эмоциональных ощущений, что приводит к
нервной, психической и эмоциональной неустойчивости.
2

Вышеперечисленные данные указывают на важность и значимость
своевременной психолого-педагогической поддержки со стороны
воспитателей, педагогов, различного рода специалистов и родителей ребенка
с ОВЗ и инвалидностью, направленную на коррекцию развития всей
эмоциональной сферы.
По мнению многих исследователей в области инклюзивного
образования, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и
инвалидностью должно носить комплексный характер, который предполагает
целенаправленную работу специалистов различных профилей [3, с. 211-223].
Теоретический анализ исследований Т.Г. Луковенко, Г.В. Митиной,
Н.В. Ющенко показал, что психолого-педагогическое сопровождение может
разниться в определении конкретного предмета изучения: «сопровождение
адаптации», «психологическое сопровождение», «сопровождение
социального характера», «психо-эмоциональное сопровождение»,
«сопровождение физиологического состояния».

Данный феномен свидетельствует о важности выбора целесообразных подходов к сопровождению ребенка с ОВЗ и инвалидностью, а также выбора методов,
средств, приемов, ориентиров и принципов с целью должного развития
эмоционального интеллекта [10].
Целесообразно организовывать психолого-педагогическое
сопровождение не только по развитию эмоциональной сферы ребенка с ОВЗ
и инвалидностью, но и по коррекции недостатков эмоционального
интеллекта. Такое сопровождение может включать в себя:
 формирование способности управлять эмоциями, понимания
чувств других людей;
 гармонизация аффективной сферы;
 профилактика и устранение встречающихся аффективных и
негативистических проявлений и других отклонений в поведении;
 предупреждение и преодоление негативных черт личности и
формирующегося характера;
3

 развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию
ребенка к новым социальным условиям;
 создание условий для развития самосознания и формирования
адекватной самооценки;
 развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных
способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности,
создание условий, обеспечивающих формирование полноценных
эмоциональных и деловых контактов с взрослыми и сверстниками) [5, с. 78].
Как говорилось ранее, коррекционно-развивающая деятельность,
направленная на эмоциональную сферу ребенка с ОВЗ и инвалидностью,
должна включать не только работу педагога и различного рода специалистов,
но и родителей: создание благоприятного психоэмоционального климата в
семье, формирование навыков регуляции негативных эмоций на примере
семейных отношений, изучение характерологических проявлений ребенка в
различных ситуациях, развитие навыков общения, успешного поведения
ребенка в социуме [1].
На сегодняшний день разработано огромное количество программ по
развитию эмоционального интеллекта «особенных детей», которые несут
комплексный характер и предполагают учет взаимосвязи эмоциональных,
когнитивных, речевых, соматических нарушений и их влияний на
обучаемость и социальную адаптацию детей с ОВЗ и инвалидностью. Данная
система свидетельствует о необходимости учета содержания, используемых
методов работы, а также результатов коррекции развития ребенка каждым
специалистом, участвовавшим в комплексном сопровождении [4, с. 362].
Как правило, нестабильная интегрированность членов семьи в процесс
развития эмоциональной составляющей ребенка, игнорирование
особенностей его общения, организация жесткой системы семейного
функционирования установок приводят не только к низкому уровню
развития эмоционального интеллекта, но и к препятствию целенаправленной
психолого-педагогической поддержки.
4

В качестве основополагающих направлений психолого-педагогической
поддержки родителей по развитию эмоциональной сферы у детей с ОВЗ и
инвалидностью принято реализовывать следующие принципы:
 принцип снижения психоэмоционального дискомфорта самих
родителей в связи с различными особенностями ребенка;
 принцип поддержания уверенности родителей в возможностях
социальной и психической адаптации детей;
 принцип формирования у родителей адекватного отношения к
психологическим проблемам детей и к лечебному процессу;
 принцип сохранения адекватных родительско-детских отношений
и стилей семейного воспитания [7].
Таким образом, в процессе психолого-педагогического сопровождения
ребенка с ОВЗ и инвалидностью крайне необходимо создавать условия,
чтобы психологическую поддержку он мог получить не только
непосредственно от воспитателя, педагога, психолога и иных специалистов
комплексной поддержки, но и от своих родителей, родственников и
сверстников, что будет свидетельствовать о всестороннем развитии
эмоционального интеллекта ребенка.
5

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными
возможностями здоровья. Психологические основы: учебное пособие для
студентов высших учебных заведений. / Л.И. Акатов // М.: гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2003. [Электронный ресурс] URL:
http://www.dou4sun.ru/files/File/biblioteka_akatov.pdf (дата обращения:
01.02.2023)
2. Битянова М. Модели деятельности психолога в образовательном
учреждении / М. Битянова, Т. Беглова // Школьный психолог. – 2010. – No 2.
[Электронный ресурс] URL: http://psy.1september.ru/view_article.php?
ID=201000213 (дата обращения: 02.02.2023)
3. Винокуров Л.Н. Школьная дизадаптация: вопросы организации
помощи «детям риска». / Л.Н. Винокуров // Кострома: КОИРО, 2011. 482 с.
4. Детская и подростковая психиатрия. Клинические лекции для
профессионалов (Под ред. Ю.С. Шевченко). – М.: ООО «Медицинское
информационное агентство», 2011. 412 с.
5. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая
педиатрия / Д.Н. Исаев // СПб: Речь, 2004. 7. Казакова Е.И. Педагогическое
сопровождение. Опыт международного сотрудничества. – СПб.: Питер, 1995.
129 с.
6. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей / Д.Н. Исаев
// СПб: Издательство «Питер», 2000. 392 с.
7. Косарецкий С.Г. Предмет и задачи психолого-педагогического
сопровождения / С.Г. Косарецкий // [Электронный ресурс] URL:
http://humanities.edu.ru (дата обращения: 01.02.2023)
8. Кузма Л.П. Методологические основы и технологии реализации
образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья / Л.П. Кузьма, Л.Е.Шевченко, Л.А.Клещева // Учебное пособие. –
Краснодар, «Просвещение ЮГ», 2017. 632 с.
9. Лебедева Л.Д. Социализирующее влияние арт-терапии в
образовательном пространстве // Арт-терапия и арт-педагогика: новые
возможности для развития и социализации личности / Л.Д. Лебедева //
Сборник материалов третьей всероссийской научно-практической
конференции (Под общ. ред. А.И. Копытина А.И. — СПб — г. Грязи
(Липецкая область): Скифия-принт, 2018. — С.17-23.
10. Осипова А.А. Общая психокоррекция. / А.А. Осипова // М.:
Сфера, 2002. [Электронный ресурс] URL:
http://sdo.mgaps.ru/books/KP5/M4/file/1.pdf (дата обращения: 03.02.2023)




Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Spread the love

сколько вам лет?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Подпишитесь на нашу рассылку

ЗАПИСИ

Рубрики

метки

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...

 

Не копируйте текст!