Игропрактика участника Республиканского конкурса лучших игропрактик
«Играя, обучаем»






Краткое описание игропрактики.
Обучающее развивающее пособие является макетом дерева«Времена года». На данном макете можно наглядно показать обучающимся младшим школьникам смену времен года, их признаки и отличия. В игровой форме развивать умения ориентироваться в окружающим мире, развивать диалогическую речь, мелкую моторику рук.
Основные преимущества разработки.
Преимуществом игровой разработки «Времена года» является то, что она в игровой форме помогает закреплять учебный материал и может применяться к разным категориям обучающихся, в особенности к детям ЗПР, с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Дидактическая игра «Времена года»
способствует:
-закреплению знаний детей о характерных признаках времён года, сезонных изменениях в природе;
-развитию умений сравнивать, обобщать, находить сходства и различия в предметах и явлениях, устанавливать причинно-следственные и логические связи;
-развитию мелкой моторики;
-расширению и обогащению активного и пассивного словаря;
-формированию навыка составления предложений и рассказов о временах года;
-активизации зрительного восприятия, внимания, развитию всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций;
-совершенствованию навыков самостоятельности при
выполнении заданий, навыков работы в коллективе;
-воспитанию усидчивости, целеустремлённости;
-воспитанию у детей эмоционального, бережного отношения к природе, умения видеть прекрасное в разное время года;
-формированию основ экологической культуры.
Игра может использоваться на подгрупповых и индивидуальных занятиях, на коррекционных и логопедических занятиях, в самостоятельной деятельности детей.
Ещё одним преимуществом игры «Времена года» является то, что педагог может по своему усмотрению добавлять дополнительные элементы и усложнять её.
Например, можно вводить задания:
-по математическому ряду (состав чисел, порядковый
счёт);
-по составлению описательного рассказа;
-по использованию антонимов и синонимов.
Также по мере освоения игры дети могут дополнять её новыми правилами, а самые старшие могут придумать и изготовить варианты игры самостоятельно.
Дидактическая игра «Времена года»
способствует:
-закреплению знаний детей о характерных признаках
времён года, сезонных изменениях в природе;
-развитию умений сравнивать, обобщать, находить сходства и различия в предметах и явлениях, устанавливать причинно-следственные и логические связи;
-развитию мелкой моторики;
-расширению и обогащению активного и пассивного
словаря;
-формированию навыка составления предложений и
рассказов о временах года;
-активизации зрительного восприятия, внимания,
развитию всех компонентов устной речи, памяти,
мышления, эмоций;
-совершенствованию навыков самостоятельности при
выполнении заданий, навыков работы в коллективе;
-воспитанию усидчивости, целеустремлённости;
-воспитанию у детей эмоционального, бережного
отношения к природе, умения видеть прекрасное в
разное время года;
-формированию основ экологической культуры.
Игра может использоваться на подгрупповых и
индивидуальных занятиях, на коррекционных и
логопедических занятиях, в самостоятельной
деятельности детей.
Ещё одним преимуществом игры «Времена года» является то, что педагог может по своему усмотрению добавлять дополнительные элементы и усложнять её.
Например, можно вводить задания:
-по математическому ряду (состав чисел, порядковый
счёт);
-по составлению описательного рассказа;
-по использованию антонимов и синонимов.
Также по мере освоения игры дети могут дополнять её новыми правилами, а самые старшие могут придумать и изготовить
варианты игры самостоятельно.
Кроме того, игровое дидактическое оборудование «Времена года» универсально и
многофункционально, что даёт возможность варьировать игровой материал в соответствии с поставленными задачами. Например, если обучающийся изображал весеннее время года и макет дерева полностью заполнено, педагог
может предложить ему поиграть в игру «Мамы и детёныши», если летнее время года— то в игру «Домик насекомых», если осеннее время года — «Перелётные и зимующие птицы», если зимнее время года— «Найди домик для животного».

Ожидаемый результат игры.
Систематизация, обобщение и закрепление знаний об изменениях в живой и неживой природе, в жизнедеятельности людей в разное время года.
Расширение словарного запаса.
Повышение познавательного интереса к природе.
Развитие умений сравнивать, обобщать, находить сходства и различия в предметах и явлениях, устанавливать причинно-следственные и логические
связи.
Формирование навыка составления предложений и рассказов о временах года.
Развитие наблюдательности, зрительной памяти, умения концентрировать внимание.
Воспитание бережного отношения к природе, умения видеть прекрасное в разное время года.
В рамках какого предмета/процесса/события планируется проведение игры.
Игру можно использовать в рамках игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской деятельности, а также при ознакомлении с художественными произведениями.
Необходимое для игры.
Сеттинг (нарратив)
игры — класс, кабинет учителя-логопеда, библиотека
Основные правила- правильно подобрать и прикрепить на макет дерева,соответствующие временам года предметы: три полотна разного цвета, снежинки, цветочки без пуговиц, цветочки с пуговицами, листья зеленые, листья зелено-красно-желтые, грибы разных цветов,яблочки разных цветов, птички и
подробно и обоснованно рассказать о них.
Оборудование:
Макет дерева с пуговицами;
-три полотна разного цвета;
-снежинки 20 шт;
-цветочки без пуговиц 20 шт;
-цветочки с пуговицами 10 шт;
-листья зеленые 20 шт;
-листья зелено-красно-желтые 20шт;
-грибы разных цветов 20 шт;
-яблочки разных цветов 20 шт;
1. -птички 10 шт.
2. Ход игры. Подгруппе детей предлагается рассмотреть детали и сложить только одну картинку (если занятие итоговое, то можно предложить собрать все четыре времени года). Затем нужно описать её. О каком времени года рассказать в первую очередь, можно узнать при помощи отгадки на загадку.
3. Ещё одна игра — «Найди ошибку». Педагог
называет приметы какого-либо времени года, а дети
хлопают в ладоши, если услышат ошибку.
4. Игровое задание «Выбери нужный предмет».
Среди ряда предметных картинок дети выбирают то,
что относится к зиме (лету, осени, весне) и объясняют
свой выбор. Затем прикрепляют к макету.
5. Дидактическая игра «Назови цвет времени года».
Выбирается сезон года, играющие рассматривают
соответствующую сюжетную картинку, называют
цвета и оттенки времени года.
В конце игры подводят итоги и оценивают
результаты работы.
Механика: Прикрепление с помощью пуговиц на макет дерева предметов, отвечающих признаков времен года.
Какие компоненты игры (поле, фишки,
роли, игровые предметы):
Все компоненты игры «Времена года» изготовлены при помощи вязания, это:
-макет дерева с пуговицами;
-три полотна разного цвета;
-снежинки 20 шт;
-цветочки без пуговиц 20 шт;
-цветочки с пуговицами 10 шт;
-листья зеленые 20 шт;
-листья зелено-красно-желтые 20шт;
-грибы разных цветов 20 шт;
-яблочки разных цветов 20 шт;
Ссылки на материалы, необходимые для печати.
Данная игра полностью изготовлена руками автора.
Ссылка на презентацию игры.
https://disk.yandex.ru/i/D6mrgruIXiBYHw
https://disk.yandex.ru/d/l4ozNT0Z6oR_6A
https://disk.yandex.ru/i/MKsK_nkyye2F6Q
Рефлексия.
Как проводится рефлексия игры?
Для проведения рефлексии после игры «Времена года» можно использовать
следующие приёмы:
Игра «Бывает — не бывает». Дети внимательно слушают и хлопают в ладоши, когда слышат ошибочное суждение.
Приёмы с использованием жестов. Например, дети могут похлопать в ладоши те, кто активно работал на занятии, потопать ногами те, кто ни разу не ошибся,
поднять руки те, кто узнал что-то новое.
Оценка настроения. У кого осталось хорошее настроение после занятия, можно предложить прикрепить к доске солнышко, у кого грустное — капельку.
Приём «Светофор». Учащиеся оценивают понимание материала на уроке. Для этого используется три
цвета: красный (не понял материал), жёлтый (понял) и зелёный (всё понятно).
Есть ли у игры артефакты, которые участники потом могут использовать? — нет!
Проведение игры.
Прикрепите ссылку на фотографии с проведенной игры(игр)
https://disk.yandex.ru/d/l4ozNT0Z6oR_6A
https://disk.yandex.ru/i/MKsK_nkyye2F6Q