Рекомендации классным руководителям по профилактике травли детей в классе.

Создание безопасной психологической атмосферы в классе.
· Действия:
-Проводите регулярные рефлексивные круги, где каждый ученик может поделиться эмоциями и переживаниями.
(Рефлексивные круги — это форма специально организованного общения, где обсуждаются, анализируются и оцениваются действия и состояния обучающихся)
-Внедрите правила класса, разработанные совместно с детьми (например, «Не оценивай — поддерживай», «Говори без обидных слов»).
Тема классного часа:
-Используйте техники ненасильственного общения (например, «Я-сообщения»).
«Как мы общаемся? Учимся понимать друг друга» (тренинг по эмпатии и активному слушанию).
( Эмпатия — это способность чувствовать эмоции, которые соответствуют эмоциям другого человека, умение мысленно вставать на его место)
Раннее выявление конфликтов и работа с ними.
Действия:
-Введите анонимные ящики доверия или цифровые формы для жалоб.
-Наблюдайте за динамикой отношений в классе (кто изолирован, кто агрессивен).
Тема классного часа:
«Конфликты: как решать без драки?» (разбор кейсов и ролевые игры).

Обучение детей противодействию травле.
Действия:
-Разбирайте примеры буллинга (из фильмов, книг) и обсуждайте, как можно было бы поступить.
-Учите детей алгоритму действий, если они стали свидетелями травли:
1.Не смеяться и не поддерживать агрессора.
2.Поддержать жертву (даже словом).
3.Сообщить взрослым.
-Введите систему «равный — равному» (назначьте ответственных учеников, к которым можно обратиться за помощью).
Тема классного часа:
«Буллинг: как не стать жертвой или агрессором?» (разбор понятий, последствий, законов).
Взаимодействие с родителями.
Действия:
-Проводите родительские собрания на тему буллинга (без обвинений, с акцентом на совместную профилактику).
-Дайте памятки: «Как понять, что ребёнок участвует в буллинге?» и «Что делать, если вашего ребёнка травят?».
-Организуйте тренинги для родителей (например, «Как говорить с детьми о травле»).
Тема классного часа (с привлечением родителей):
«Кибербуллинг: опасность в сети» (разбор реальных случаев, правила безопасности в соцсетях).

Развитие сплочённости и командного духа.
Действия:
-Чаще проводите коллективные мероприятия (квесты, походы, благотворительные акции).
-Используйте игры на доверие (например, «Слепой и поводырь», «Паутина поддержки»).
-Создайте традиции класса (например, «День добрых писем», где каждый пишет комплимент другому).
Тема классного часа:
«Мы — команда! Как сделать класс дружнее?» (игры на командообразование).
Дополнительные рекомендации:
Для педагогов: Если ситуация серьёзная — подключайте школьного психолога и администрацию.
Для детей: Раз в месяц проводите «День без гаджетов» с живым общением.
Для родителей: Создайте чат класса только для позитивных новостей (без жалоб и обсуждений детей).
Помните! Эти меры помогут не только предотвратить буллинг, но и создать здоровый климат в классе, где каждый чувствует себя в безопасности.
